Тревога — это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия
Жизненный процесс исполнен тем большей силы, чем больше небытия он способен включить, утверждая себя, но не подвергаясь при этом разрушению
Витальность, способная выстоять перед бездной отсутствия смысла, осознает присутствие скрытого смысла внутри разрушения смысла
Тревога отсутствия смысла возникает как в силу сомнения, так и тогда, когда прежние убеждения, идеи и ценности утрачивают способность выражать человеческую ситуацию и отвечать на экзистенциальные вопросы человека (например, потому что изменились исторические условия).
Тревога вины возникает потому, что бытие человека не только дано ему, но и предъявлено как требование. Человек несет ответственность за свое бытие. Он обязан дать ответ на вопрос, что он из себя сделал, по крайней мере самому себе.
Самоутверждение человека тем сильнее, чем больше небытия он может вместить в себя
Человек — это не ответ. Человек — это вопрос
Невроз — это способ избежать не-существования, избегая существования.
Экзистенциальную точку зрения следует отличать от экзистенциальной позиции, т.е. позиции полной вовлеченности человеческого существования в ситуацию
Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения
В логических системах мысли часто говорится о превращении возможности в реальность. Но фактически все обстоит не так просто. Между первым и вторым лежит один решающий момент. Это – тревога…
Бытие человека не только дано ему, но также требуется от него. Он ответственен за него; в самом буквальном смысле, он должен отвечать, если его спросят, что он сделал из себя. Тот, кто спрашивает его, – его судья, и это не кто иной, как он сам. Данная ситуация вызывает его тревогу, которая в относительных терминах есть тревога вины, в абсолютных тревога самоотвергания, или самоосуждения
Ожидание небытия перед лицом смерти придает человеческому существованию экзистенциальный характер. Сартр включает в небытие не только “ничто”, но и бессмысленность. В экзистенциализме не существует пути преодоления этой угрозы. Единственно возможное отношение к угрозе – мужество принять ее на себя: мужество!